РАББАНУТ – раввинат. В настоящее время под понятием «раббанут» подразумевается учреждение, занимающееся на месте всеми вопросами еврейской традиции. Как правило, в каждом городе есть главный раввин, являющийся также главой суда («ав бет-дин»). В Израиле в некоторых городах есть два главных раввина: ашкеназийский и сефардский. В главном раввинате Израиля заседают также два главных раввина: ашкеназийский и сефардский.

РАВ – раввин. Под этим словом подразумевают иногда: господин, уважаемый человек, учитель. В древности титулом «рав» называли мудрецов-амораев, проживавших на территории Вавилона. Мудрецы, проживающие на территории Земли Израиля, упоминаются в Талмуде как «рабби». Некоторых танаим называли титулом «Раббан», что означает  «Наш учитель», например, раббан Гамлиэль старший.

РАВВИН – человек с еврейским религиозным образованием, имеющий право возглавлять общину или конгрегацию. Раввин имеет право преподавать в иешиве, быть членом религиозного суда. Раввин также может выполнять функции кантора, могеля, шохета.

РАХАМИМ – милосердие. Основываясь на тексте Пятикнижия (Дварим 13,18) раббан Гамлиэль говорил: «Всякий, кто проявляет милость к творениям Вс-вышнего, удостаивается милости Небес, а тот , кто не проявляет милость к творениям Вс-вышнего , не удостаивается милости Небес». Тора обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья – «лекет», забытый сноп – «шихеха», несжатый край – «пеа» для бедняка, пришельца, вдовы и сироты.

РИШОН ЛЕ ЦИОН – в Израиле главного сефардийского раввина называют также «Ришон ле Цион». Он носит обычно специальную традиционную одежду.

РОШ ХОДЕШ – начало месяца. Еврейское слово «ходеш» - месяц – буквально переводится как обновление, и под ним понимается обновление луны – новолуние. Во времена Храма, а также некоторое время после его разрушения, начало нового месяца определялось показаниями свидетелей, увидевших новую луну, т.е. специальная судебная коллегия заслушивала показания свидетелей и на основании этих показаний объявляла о наступлении нового месяца. Эта процедура должна была происходить в Святой Земле, ибо сказано: «Из Сиона изойдет Тора, и слово Б-жье – из Иерусалима». Оттуда посылались специальные гонцы во все места, где находились еврейские поселения, чтобы известить их об установленном судебной коллегией точном дне наступления нового месяца. Ввиду того, что от этого дня зависела также дата того или иного праздника, выпадавшего в этот месяц, в отдаленных местах еврейской Диаспоры, куда гонцы не успевали к сроку, на всякий случай отмечали праздник два дня подряд. Отсюда и пошел обычай справлять в Диаспоре по два дня праздники, которые в Торе указаны как однодневные. После разорения Святой земли римлянами судьи, имевшие специальные полномочия на объявление нового месяца, заседали некоторое время в Вавилонии, однако к концу талмудической эпохи таких судей уже не было, и евреи высчитывали свой календарь на основании расчетов, сделанных еврейскими мыслителями еще в древнейшие времена. Для вычисления точного времени, отделяющих два последовательных новолуния, мудрецы ввели специальную единицу – «хелек» буквально «доля», составляющую одну восемнадцатую минуты или 1/1080 часа. И это время они определили в 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 1 хелек. Рош ходеш является полупраздником. В молитвах этого дня есть много дополнений. В синагогах читается специальный отрывок Торы. Принято, что женщины не выполняют в этот день повседневных продолжительных работ. Причем, заслужили они это тем, что не участвовали в грехе с «золотым тельцом».

РОШ -ШАНА – Новый год. Празднуется два дня в первый и второй дни месяца Тишри (Тишрей). Эти дни называются также «днями Памяти», или «Судными днями». В молитвах праздника мы читаем: «В Новый год все сущие в этом мире проходят перед Ним, как стадо перед пастырем». Рош hа-Шана управляет деятельностью человека в течении всего года, начинающегося эти великим днем. Главная заповедь, имеющая специальное отношение к двум дням Рош hа-Шана, - это слушание трубных звуков шофара. Они призывают человека к раскаянию, к пересмотру в лучшую сторону жизненного пути. В первую ночь праздника принято желать окружающим:

(м.р.) лешана това тикатев ветехатем, или
(ж.р.) лашана това тикатеви ветехатеми.
За праздничным столом в первую ночь принято есть яблоко с медом. После обычного благословения на яблоко произносят пожелание : «Да будет Воля Твоя, чтобы новый год был хорошим и сладким».

САНГЕДРИН – высшие судебно-законодательный орган народа Израиля, существовавший в те времена, когда духовным центром народа был Храм.

СЕДЕР –ритуальная семейная трапеза в праздник Песах, во время которой читается пасхальная Аггада – сборник молитв и историй, посвященных исходу евреев из Египта.

СЕФАРДИМ (Сефарды) – Евреи – выходцы из Испании и Португалии, которые после испанского (1492г) и португальского (1497 г.) изгнаний осели в основном в некоторых странах Западной Европы, Северной Африки и Турции. Жители Израиля в настоящее время подразделяются условно на три группы: ашкеназы, сефарды и выходцы из «Эйдот hа-Мизрах» - из еврейских общин стран Востока.

СЕФЕР ТОРА – Свиток Торы (Пятикнижие), написанный на пергаменте специальными чернилами и предназначенный для публичного чтения в синагоге. Сефер Тора – самая священная книга из всего нашего Священного писания. Его пишут на пергаменте специально для этого изготовленным из кожи «чистых» животных. Сефер Тора, обветшавший или поврежденный, ставший непригодным для чтения, кладут в глиняный сосуд и хоронят рядом с могилой мудреца.

СИДУР – молитвенник. Пожалуй, самой читаемой книгой нашего народа является сидур – сборник молитв. Этой книгой пользуется и мудрый раввин, и ребенок, только знакомящийся с еврейским алфавитом. Наш сидур является малой энциклопедией иудаизма и, изучая его, мы приобретаем обширные познания во многих областях еврейской традиции.

СЛИХОТ – молитвы, читаемые в последний месяц (элул) уходящего года и до Йом-Кипур. Слихот читают также в дни общественных постов. Слихот – особый вид покаянных молитв, в которых мы просим прощения за грехи и милосердия к грешникам.

СМИХА (ивр.букв. «опирание рук») – облачение мудрецов Торы высшими полномочиями в определении законов Торы. Гарантия точности и непрерывности передачи традиции Устной Торы.

СОФЕР (сойфер) – переписчик священных свитков. В Талмуде (трактат «Мегила», 18) мы читаем: «Рав Хисда увидел рав Ханан’эля пишущим свиток Торы по памяти. Сказал ему: Можно переписать всю Тору из уст твоих, но сказали мудрецы: воспрещено записать даже одну букву по памяти». Эти, по-видимому, объясняется то, что «софер» понимается, как переписчик свитков Торы, а не как писец. Софер пишет не только свитки Торы, но и мезузот и паршиёт тефиллин.

СУККА – шалаш. Временное жилище в дни праздника Суккот. Суккот считается постройка, имеющая три стены и перекрытие из растительного материала (ветки), называемого «схах», не очень плотные. Высота стен должна быть не менее 1 метра и не более 10 метров, площадь сукки должна быть не меньше, чем 70 на 70 см. Тора обязывает нас находиться в сукке семь дней, начиная с 15-го числа месяца Тишрей. Заповедь требует, чтобы сука использовалась также, как дом в обычные дни.

СУККОТ (ивр. «шалаши») – осенний праздник, в течении которого Тора обязывает евреев жить в шалашах.

СФИРА (сфирот) – название «одеяний», в которые Вс-вышний облекает Свои проявления в мирах. Существуют на разных уровнях и представляют собой атрибуты Вс-вышнего: Его мудрость, постижение, любовь, милосердие, строгость и т.д. Некоторые каббалисты именуют эти сфирот в следующем порядке : «Кетер», «Хохма», «Бина», «Хесед», «Гвура», «Тиферет», «Нецах», «hод», «Йесод» и «Малхут».  

ТАЛИТ В’ЦИЦИТ – специальное молитвенное покрывало, на 4-х углах которого прикреплены кисти – цицит. К одежде, имеющей четыре угла, Тора велит нам прикреплять цицит: вблизи каждого из четырех углов делают отверстие, в которое продевают четыре особые нити – они –то и называются цицит. Многие религиозные мужчины и дети носят под верхней одеждой четырехугольный кусок ткани, в центре которого отверстие, а по четырем углам – цицит. Эта одежда называется талит катан, «малый талит». Во время утренней молитвы «Шахарит» мы облачаемся в талит гадол, « большой талит». Во многих общинах талит гадол надевают только женатые мужчины, но есть общины, в которых талит гадол надевают и мальчики – после того, как они достигают возраста бар-мицвы (13 лет).

ТАЛМИД-ХАХАМ (ивр. «учение мудреца») – еврей, посвятивший свою жизнь изучению Торы и достигший в этом значительных успехов.

ТАЛМУД – свод правовых и религиозноэтических правил иудаизма.

ТАЛМУД БАВЛИ – Вавилонский Талмуд. Свод Устной Торы, над созданием которого работали семь поколений особо выдающихся еврейских ученых Вавилонии (см.Амораим).

ТАЛМУД ИЕРУШАЛМИ – Иерусалимский Талмуд. Свод Устной Торы, составленный на Земле Израиля. Дошел до нас , по-видимому, в неполном виде: ряд трактатов пропал. Жестокие преследования евреев Эрец-Исраэль в середине IV века н.э. не позволили разработать и окончательно оформить материал Иерусалимского Талмуда. Это привело к тому, что в нем недостает должного порядка и последовательности изложения. Язык его – диалект арамейского языка, на котором говорили в те времена в Галилее (см.Амораим).

ТАЛМУД-ТОРА (ивр. «Изучение Торы») – средняя еврейская школа, дающая навыки в изучении как Письменной , так и Устной Торы.

ТАНАЙ (арам. «повторяющий», «сообщающий») – мудрец Торы эпохи Мишны.

ТАНАХ – аббревиатура: Священное писание, в которе входят три раздела - Тора (Пятикнижие Моисеево), Невиим (книги Пророков) и Кетувим (Писания). Всего 24 священные книги.

ТЕФИЛА – молитва. Молитва занимает центральное место в нашей религии. Это служение Вс-выщнему сердцем. Мы просим, чтобы Он, проявив свою доброту, излечил того, кто болен, дал пропитание тому, кто нуждается, благословил нашу землю, чтобы она принесла богатый урожай, спас того, кому угрожают враги и др. Три раза в день мы молимся Вс-вышнему.

- Утренняя молитва – это тфилат «Шахарит».
- Предвечерняя молитва – это тфилат «Минха».
- Вечерняя молитва – это тфилат «Маарив».
Главная часть всех трех молитв – молитва «Амида» (или Шмонэ-эсрей). Когда-то Иерусалимский Храм был центром служения Вс-вышнему, в нем приносили жертвоприношения утром и во второй половине дня, а ночью сжигали на жертвеннике те части жертвоприношений, которые не успели сгореть в течении дня. Три молитвы, которые мы читаем это, как бы , замена жертвоприношений в те же самые часы суток.

ТЕФИЛА ЛЕ-ДАВИД – молитва Давида. Данный отрывок утренней молитвы представляет собой Псалом Давида №86. Один из стихов Псалма гласит: «Сделай мое сердце единым, чтобы я благоговел перед именем Твоим». Известно, что сердце наше является «местонахождением» желаний и весьма часто эти желания могут оказаться разноречивыми. Рабби Шнеур Залман из Ляды, автор книг Танья и Шулхан-Аруха, он же основатель хасидизма Хабад, объясняет это следующим образом : имеются два вида сердечных желаний, - «внутреннее» и «внешнее». Внешними желаниями являются те, которые не зародились в сердце; Они появились благодаря разуму. И эти желания, в свою очередь, могут быть двоякого рода. Когда разум занят Б-жественными, небесными вопросами, сердце возбуждается глубоким чувством почитания Б-га, и оно полно благоговения перед Б-гом и любовью к Нему. Но имеется и другой вид «разума» - разум, занятый земными делами, порождающий тягу  к земным удовольствиям и материальным вещам. В этом случае сердце человеческое как бы «раздвоено», временами оно желает то, что действительно хорошо и свято. А иногда то, что фактически ничего не стоит и даже плохо. Получается, как будто у человека два сердца вместо одного, и эти сердца в споре между собою, временами берет верх одно из них, а временами – другое. Поэтому и просит царь Давид : «Утверди мое сердце» и «сделай мое сердце единым…», чтобы оно желало только хорошее и святое.

ТЕФИЛАТ -ДЕРЕХ – дорожная молитва. Эту специальную молитву произносят при поездке за городскую черту. В ней путник просит Вс-вышнего беречь его от всех невзгод: «да будет угодно Тебе, Б-г наш и Б-г отцов наших, вести нас мирными (дорогами), и направлять наши шаги по безопасным (стезям)…». Полный текст данной молитвы обычно приводится во всех молитвенниках после утренней молитвы «Шахарит».

ТЕФИЛЛИН – в Торе сказано: И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они (тефиллин) начертанием перед глазами твоими (Дварим 6,8). Одна из важнейших заповедей , которую евреи обязаны исполнять , - это наложение тефиллин (филактерий). Наручный филактерий накладывается раньше головного, так как руки символизируют действие, а голова – размышление. Наши мудрецы утверждают, что обсуждению смысла заповедей должна предшествовать готовность к их исполнению, а вослед за исполнением заповедей приведет и их понимание, и глубокое проникновение в их скрытый смысл. Гармоническое сочетание между их разумом и чувством, когда они взаимно дополняют друг друга, является одним из мотивов, обязывающих еврея исполнять заповедь Торы о наложении тефиллин. Заповедь тефиллин упоминается в Торе четыре раза, и все отрывки из Торы, содержащие эту заповедь, включены в текст тефиллин. Эти четыре отрывка обычно называются их начальными словами:

а) Кадеш – обязанность помнить об Исходе.
б) Ве
hайа ки йевиаха – обязанность передать эту память детям.
в) Шма – единство Б-га, любовь к Нему.
г) Ве
hайа им шамоа – ответственность человека перед Б-гом. Все четыре текста пишутся на малых свитках пергамента стойкими черными чернилами и помещаются в квадратные кожаные коробочки. Коробочки тефиллин прикрепляются к руке и голове кожаными ремнями. Филактерии подразделяются также на:
- «Тефиллин шел РАШИ» и
- «Тефиллин шел рабейну Там».
Еще в древнейшие времена (примерно после разрушения Второго Храма) существовали разные обычаи в вопросе порядка написания и помещения в кожаные коробочки текстов «Шма» и «Ве
hайа им шамоа». Некоторые утверждали, что текст «Шма» должен опережать текст «Веhайа…». Другие же утверждали, что текст «Веhайа…» должен писаться и располагаться в тефиллин до «Шма». Об этом свидетельствуют находки археологов. РАШИ (Рабейну Шломо Ицхака) много занимался исследованием данного вопроса и пришел к решению, что отрывок текста «Шма» должен опережать отрывок «Веhайа…». И поэтому филактерии, в которых соблюдается данный порядок написания и укладки текстов, называются «Тефиллин шел РАШИ». Внук РАШИ, рабейну Там, оспаривал мнение деда и считал, что отрывок «Веhайа…» должен опережать отрывок «Шма» и поэтому филактерии, в которых соблюдается такой порядок отрывков текста, называются «Тефиллин шел рабейну Там». Некоторые особо набожные евреи накладывают утром две пары тефиллин : и РАШИ и раббейну Там. Тефиллин должны накладывать все мужчины, достигшие религиозного совершеннолетия – тринадцати лет. Их накладывают ежедневно во время утренней молитвы в будние дни.

ТИКУН ХАЦОТ (ивр.букв. «совершенствование в полночь») – молитвы, посвященные скорби о разрушенном Храме, которые читаются в полночь особо благочестивыми евреями.

ТОРА – наша традиция гласит, что шестого дня месяца Сивана в 2448 году от сотворения мира (1312 год до н.э.) евреи получили Тору. Тора состоит из двух частей: Писания (Тора шебихтав) и Устного Учения (Тора ше-б’алпе). К первому относятся собственно Тора (Пятикнижие), Книги пророков и Священное Писание – все то, что называется ТАНАХом. Вторая часть, Устное Учение, долгое время передавалась устно. Лишь в 3948 год (188 год н.э.) великий таннай рабби Иеhуда hа-Наси совместно с другими учеными-талмудистами закончил редактирование и запись основы Устного Учения – шесть разделов Мишны.

ТhИЛИМ – псалмы. Песни восхваления Вс-вышнего  - одна из 24-х книг ТАНАХа. Книга псалмов получила весьма широкое распространение в нашей религиозной жизни: в молитвенные сборники вошло свыше трети всей книги. Согласно нашей традиции Книгу псалмов написал царь Давид и десять старцев (Адам, праотец Авраhам, Моисей и др.).

ХАБАД – аббревиатура трех слов: Хохма, Бина и Дат (три стадии познания). Является интеллектуальным направлением в движении хасидизма. Основано рабби Шнеур-Залманом (1745-1813гг). Главное внимание уделяется глубокому и детальному изучению внутреннего смысла Торы и ее заповедей, а также осмыслению цели человеческой жизни. В учении ХАБАД сочетаются трезвый разум и пламень чувств в служении Вс-вышнему. Начиная с 1951 г. Любавичское движение ХАБАД возглавил рабби Менахем Мендл Шнеерсон: человек гениальных способностей, редкий знаток Торы, необычайно образованный (физик, инженер-кораблестроитель, философ, психолог, педагог, владеющий очень многими языками мира), с добрым и отзывчивым сердцем. Вот что пишет о Любавичском движении в наши дни писатель рабби Йосеф Телушкин в своей книге «Еврейский мир»: В то время как большинство других хасидских групп сегодня довольно замкнуты, деятельность Любавичского ребе обращена главным образом вовне: в частности он употреблял все свое влияние, чтобы добиться соблюдения традиционных ритуалов всеми евреями. Наступательная тактика последователей Любавичского ребе отличает их от прочих религиозных евреев. Движение часто посылает автофургоны («мицвамобили») в еврейские кварталы. Его представители останавливают на улицах прохожих, спрашивая : «Вы еврей?» Если человек отвечает утвердительно, у него интересуются : «А вы сегодня возлагали «тфиллин»? И если следует отрицательный ответ, прохожего приглашают в фургон, где другой хасид повязывает на его голову и руку «тфиллин» и учит его соответствующим благословениям. Останавливают и женщин, спрашивая, зажигают ли они субботние свечи в пятницу вечером. Если нет, им предлагают пару подсвечников, рекомендуя никогда не забывать зажигать свечи в честь субботы. Последователи Любавичского ребе каждую пятницу печатают объявление на первой полосе «Нью Йорк Таймс»: «Еврейские женщины и девушки, не забудьте зажечь субботние свечи за восемнадцать минуть до захода солнца…». Объявление указывает точное время, в которое должны быть в этот вечер зажжены свечи, и напоминает номер телефона, по которому можно получить более подробную информацию. Иногда кажется, что Любавичский ребе командует самой большой еврейской армией за пределами Израиля. Его последователи считают его своим главнокомандующим, а его распоряжения – неукоснительными приказами. По давней хасидской традиции  они оставляют свой дом, чтобы отправиться в те города, которые указал ребе, создавая или укрепляя там форпосты Любавичского движения. Представители Любавичского движения действуют не в одной сотне городов США и во всем мире. Уверяют, что один из выдающихся израильских ортодоксов раби Йосеф Каhанеман признался: «Я встречал две неизменные вещи в каждом городе, где когда-либо побывал: кока-колу и Любавичских хасидов».

ХАЗАЛ – аббревиатура: Хахомейну Зихроном Ливраха наши блаженной памяти мудрецы (говорится при упоминании имен умерших великих мудрецов Торы).

ХАМЕЦ – все квасное и запрещенное к употреблению в Песах. Приведем и более точное определение данного понятия. Хамец – это пять видов злаковых (пшеница, ячмень, рожь, овес , полба), подвергшиеся воздействию воды до такой степени, что начался процесс брожения.

ХАНУКА – празднуется в честь победы евреев в восстании против греко-сирийцев, пытавшихся оторвать их от иудаизма и насильно эллинизировать , и в честь чуда с кувшинчиком масла. Евреям было запрещено совершать обрезание, соблюдать субботу и другие предписания еврейской религии. Священники Хашмонаим – Матитьяhу и пять его сыновей- возглавили борьбу против армии Антиоха Эпифана. 25 Кислева 36232 года по еврейскому исчислению (в 138 г. до н.э.) повстанцы одержали победу и, освободив Иерусалим, принялись очищать Храм, оскверненный язычниками. По преданию, в Храме был обнаружен только один запеченный сосуд с елеем для зажигания Меноры, которой греки не осквернили. Этого масла могло хватить лишь на одну ночь, а для приготовления нового елея требовалось восемь дней. Но случилось чудо, и масло горело восемь ночей, пока не были приготовлены новые запасы елея. В ознаменование этого чуда и были введены ханукальные свечи: в первую ночь зажигается одна свечка, во вторую  - две, и так далее, вплоть до восьмого вечера, когда зажигают 8 свечей. Поскольку ханукальными свечами нельзя пользоваться, то зажигается дополнительная свечка шамаш, при помощи которой зажигаются все остальные свечи и светом которой можно пользоваться, например , для чтения. В канун субботы, ханукальные свечи следует зажигать до субботних. В специальной ханукальной молитве мы читаем: Благодарим мы Тебя…И за знамения, И за избавление, и за могущество (Твое), И за спасение, и за чудеса, Которые Ты явил отцам нашим В те времена, в эти же дни (года).

ХАРОСЕТ – смесь тертых яблок, груш и орехов. Атрибут пасхального седера.

ХАСИДУТ – Хасидизм. Основан в Подолии в первой половине 18-го века (после 1730 г.) великим цадиком раби Исраэлем Баал-Шем-Товом (Бешт 1698-1760). Своей основной целью он поставил раскрытие и повсеместное распространение внутреннего содержания Торы и наряду с этим раскрытие глубокого потенциала еврейских душ, и в особенности широких слоев простого народа. Искренность и глубина молитвы простого малообразованного еврея были подняты Бештом на необычайную высоту. После кончины Бешта в 1760 г. движение хасидизма возглавил великий магид раби Дов-Бер из Межеричей, который взрастил целую плеяду выдающихся учеников. Благодаря им новое движение стало поистине массовым. Искреннее, чистосердечное, проникнутое чувством радости служение Вс-вышнему – как при изучении Торы и во время молитвы, так и в процессе всей жизни стало центральным стержнем хасидизма, и все это как следствие осознания и ощущения постоянной близости Творца. Слово «хасид» переводится, как «богобоязненный», «милостивый» и «преданный» заповедям Вс-вышнего. Среди хасидов принято повторять следующую аллегорию:

Вор – не тот, кто сможет украсть.
Вор – не тот, кто хочет украсть.
Вор – тот, кто ворует.
Ученик – не тот, кто хочет учиться.
Ученик – не тот, кто может учиться.
Ученик – тот, кто учится.
Хасид – это не тот, кто хочет быть хасидом, и не тот, кто может быть хасидом, но только тот, кто думает, чувствует и ведет себя и живет по-хасидски.
Что же такое хасидизм? Видеть Единого Б-га во всем множестве сотворенного. Служить Вс-вышнему в радости и веселии. Делать добро ближним бескорыстно и даже в ущерб себе.

ХАСИДЫ – последователи хасидизма, религиозно-мистического учения в иудаизме. Одна из главных особенностей хасидизма – вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером, которого называют цадик (хранитель божественных тайн) или ребе. Хасиды известны своим ревностным отношением к заповедям иудаизма и их неукоснительным исполнением.

ХАХАМ (мудрец) или ТАЛМИД ХАХАМ (ученик мудреца) – по нашей традиции ученых Торы называют (и они обычно называют себя) «Ученик мудреца», а не просто «Мудрец». Это указывает на скромность, которой должен обладать ученый, а также на преемственность Торы, идущей от учителя к ученику, начиная от Моисея, получившего ее от Б-га. В некоторых сефардских общинах знатных раввинов величают хахам или хахам-баша. В трактате «Авот» сказано: «эйзеhу хахам? – hаломед микол адам» - Кто мудр? – Тот, кто готов учиться у каждого…»

ХЕРЕМ (ивр. «отлучение») – проклятие, накладываемое на еврея, совершившего особо тяжкие преступления против Торы и исключающие его из Еврейства.

ХОДЕШ – месяц. По расчетам наших мудрецов продолжительность месяца, т.е. от одного новолуния до другого, составляет 29 дней, 12 часов и 44 1/18 минуты. Так как каждый месяц включает в себя только целые дни (сутки), то месяцы в еврейском календаре бывают 29 и 30-дневными. Месяц, в котором 30 дней, называется полным «Ходеш мале», а 29-дневный месяц называется «ходеш хасер» - неполный месяц.

ХУМАШ – пятикнижие, включающее книги: Берейшит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бамидбар (Числа), Дварим (Второзаконие). Иногда этим термином называют каждую из книг Пятикнижия. Например, Хумаш Брейшит, Хумаш Шмот и т.д. Наша традиция гласит, что Пятикнижие, основа еврейского учения и закона, было дано Вс-вышним Моисею на горе Синай вскоре после исхода евреев из Египта. Вместе с Пятикнижием Моисей получил Устное учение, содержащее более детализированное изложение закона и объясняющее Пятикнижие.

ХУПА – так обычно называют навес из материи или талита на четырех шестах, закрепленных или поддерживаемых руками. Хупа символизирует дом, владение жениха, куда он вводит невесту. В настоящее время принято передавать обручальное кольцо непосредственно под хупой, совмещая обручение и женитьбу. Иногда словом «хупа» называют всю церемонию бракосочетания.